Шахтные электровозы: особенности классификации

Для транспортировки грузов по подземным и наземным колеям используются шахтные электровозы самых разных модификаций. Выбор техники зависит от горно-геологических условий эксплуатации, а также экономических составляющих производства. Порой подобрать шахтный электровоз с оптимальными характеристиками достаточно сложно, поскольку машины различаются по многим характеристикам.

По каким критериям классифицируют эту технику?

  1. По сцепному весу агрегаты делят на средние (вес – 7-10 т), легкие (способны перевозить от 2 до 7 т) и тяжелые, которые справляются с весом более 10 т.
  2. По роду энергии бывают машины в двигателем постоянного тока и переменного.
  3. По виду исполнения их делят на рудничные нормальные (маркируются литерами РН), повышенной надежности, а также специализированные взрывоопасные, которые маркируются «РВ».
  4. Электровозы могут иметь внешний источник питания (в этой группе выделяют контактные и бесконтактные модификации) либо автономный (такие агрегаты называют аккумуляторными).
  5. Машины делятся также на группы по системам управления тяговыми двигателями и их питания, по способу торможения, по множеству конструктивных особенностей, например расположению кабины, типу рамы и т.д.

Разновидности электровозов по назначению

В условиях шахт выполняются самые разные работы, поэтому и техника нужна порой специфическая. К примеру, если стоит задача выполнить откатку груза по главным откаточным выработкам, используются магистральные электровозы, а для задач, требующих определенной маневренности, – специальное маневренное горношахтное оборудование. В свою очередь, участковые, или вспомогательные машины предназначены для работы на откаточных и вентиляционных выработках.

Разрабатывая новые электровозы, производители стремятся усовершенствовать определенные качества, в первую очередь скорость их движения, энергоемкость аккумуляторных батарей, тяговые и тормозные свойства. Еще одно направление оптимизации этой техники – повышение безопасности эксплуатации, а также комфортности работы оператора. В новых моделях последнему фактору уделяется особое внимание.