Транспортные системы в горнорудной промышленности

Транспортировка сырья является важной составляющей стабильного функционирования горнодобывающего предприятия. В совокупности общих затрат по переработке и добыче полезных ископаемых, стоимость транспортировки составляет на открытых горных работах до 50%. По этой причине большинство предприятий регулярно модернизируют свои схемы транспортировки, что дает возможность обеспечить повышение эффективности и снижение себестоимости в краткосрочной перспективе.

Факторы влияния

По мере развития технологии добычи полезных ископаемых развивалось и направление их транспортировки. Самые распространенные на горнодобывающих предприятиях системы транспортировки:

  • железнодорожный транспорт;
  • конвейер;
  • автомобильный транспорт;
  • подвесные канатные дороги.

В настоящее время не существует приоритетного направления транспортной логистики, которое бы оптимально удовлетворяло все существующие предприятия. При этом в каждом индивидуальном случае во время разработки схемы транспортирования полезных ископаемых необходимо тщательное внимание обращать на следующие факторы:

  • рельеф местности;
  • объем перевозимого груза;
  • расстояние до перегружателя;
  • наличие инфраструктуры;
  • операционные затраты;
  • ритмичность грузопотока;
  • потребность в обслуживающем персонале;
  • капитальные затраты;
  • суммарные затраты на проект внедрения.

Анализ всех этих факторов поможет сделать правильный выбор в пользу одного из существующих способов транспортировки.

Особенности транспортных систем

Железная дорога представляет один из самых надежных и производительных способов транспортировки. Несмотря на значительные капитальные расходы при строительстве, она обеспечивает длительный срок интенсивной эксплуатации с низкими удельными эксплуатационными затратами.

Конвейерный транспорт традиционно используется на открытых и закрытых горных разработках. Он умеет преодолевать самые крутые уклоны, что позволяет перемещать полезные ископаемые непосредственно от места добычи. Капитальные затраты на строительство и последующую эксплуатацию конвейера значительно ниже по сравнению с железнодорожным транспортом.

Автомобильный транспорт является одним из самых простых способов доставки груза к месту назначения. Первоначальные затраты на приобретение парка автомобилей и строительство технологических дорог очень быстро окупаются. Предпочтительно использовать автомобильный транспорт при разработке небольших месторождений или для перевозки на небольшие расстояния.

Подвесные канатные дороги – это одна из альтернатив конвейера при сложном рельефе местности. Они обеспечивают перевозку людей, крупногабаритного груза и горной массы на расстояние до 10 километров. Не требуют значительного количества обслуживающего персонала и больших первоначальных финансовых вложений.